[CENTER]О СЕМИДЕСЯТИ СЕДЬМИНАХ ПРОРОКА ДАНИИЛА
[/CENTER]Пророчество о семи десяти седьминах дошло до нас в двух вариантах – в масоретском ивритском варианте Танаха и в Септуагинте. Для сравнения приведем оба текста.
Масоретский текст.
«Семьдесят недель (семилетий) предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима до помазанника- властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий он вновь будет отстроен, улицы и стены, но в трудные времена. А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет у него ничего, а народ властелина придет и уничтожит город и святыню; конец же его будет подобен потоку, и до конца войны предопределены разрушения. И укрепит он союз со многими в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя» (Даниэль, 9:24-27).
Текст, представленный в Септуагинте.
«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».
Поскольку сегодня в мире более распространен второй вариант, то проведем именно его анализ.
В данных главах книги пророка Даниила рассказывается об исторических процессах, которые происходили в Святой Земле в период после выхода указа царя Кира о восстановлении Иерусалимского храма в 538 году до н. э, причем не обязательно в хронологической последовательности.
Половина семилетия, в которой прекратиться жертва и приношение, а на крыле святилища будет мерзость запустения – это три с половиной года (167-164 г. до. н. э), когда Храмовая гора находилась под контролем эллинистических элементов. Окончательная гибель постигла опустошителя, селевкидскую империю, в результате того, что она, потерпев поражение от Рима, развязала гражданский религиозных конфликт со своими еврейскими подданными на своей территории, вместо того, чтобы заниматься восстановлением сил. Семь седьмин – это примерно суммарное время, когда Хасмонеям пришлось вести очень активные боевые действия с целью освобождения Родины от эллинской оккупации. Одна седьмина, которая утвердила завет для многих, - это большая часть времени царствования Саломеи-Александры (76-67 г. до н. э.), когда иудаизм в его фарисейской форме утвердился как официальная религия и как религия народных масс различного этнического происхождения, проживавших в хасмонейском царстве. Слова пророчества «по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» - относятся скорее всего к 104-103 г. до. н. э, когда Хасмонеи официально провозгласили себя царями, при том, что согласно Закону, царями Иудеи могут быть только представители дома Давида. Период в семьдесят седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с привлечением воинских контингентов соседних держав.
Можно сделать вывод, что с заданием от Всевышнего к назначенному сроку еврейский народ не совсем справился, поэтому далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в несколько искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.
В пророчестве Даниила о 70 седьминах говориться о процессах в Святой Земле в течении 490 лет после указа Кира о восстановлении Храма в 538 г. до н. э.. не обязательно в хронологическом порядке. Половина семилетия, когда прекратиться жертва – это 3,5 г. контроля греками Храмовой горы. 7 седьмин – суммарное время ведения Хасмонеями активных боевых действий для освобождения Родины. Седьмина, утвердившая завет, пришлась на время правления Саломеи, когда фарисейский иудаизм утвердился в народе. Слова «по истечении 62 двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет» относятся к 104 г. до. н. э, когда Хасмонеи провозгласили себя царями, при том, что царями Иудеи могут быть только потомки Давида. Период в 70 седьмин заканчивается в 47 г. до. н. э., в разгар гражданских войн в хасмонейском царстве с вмешательством соседних держав. С заданием еврейский народ не справился, далее последовала утрата государственности, а бремя распространения света Торы, пусть и в искаженном виде, легло на римскую цивилизацию. Но это уже совсем другая история.