PDA

Просмотр полной версии : Сергей Чевычелов " Какой закон нарушила Иродиада"?


Андрей Дубин
01.03.2017, 17:42
Сергей Чевычелов: Когда состоялся банкет у Ирода Антипы?

Май 29, 2013
Сергей Чевычелов

Когда состоялся банкет у Ирода Антипы?
Но песня — песнью всё пребудет,
В толпе всё кто-нибудь поет.
Вот — голову его на блюде
Царю плясунья подает…
А. Блок

Огромный перистиль освещается факелами. Между мраморными колоннами на ложах устроились многочисленные знатные гости. Тетрарх Ирод просит падчерицу Саломею танцевать перед гостями. Предвидя неземное наслаждение, он согласен исполнить любую её просьбу. Принцесса исполняет волю отчима и ее тело постепенно вливается в сверкающий вихрь восточной эротической пляски. В гостей летит одежда плясуньи… Ирод, получив больше ожидаемого, спрашивает Саломею о награде. Юная красавица по наущению матери, племянницы и жены тетрарха, Иродиады, просит голову проповедника Иоанна. Ирод делает попытку откупиться золотом и драгоценностями. Но прилюдное обещание надо выполнять, и сломленный Ирод отдаёт приказ телохранителю. Голову Крестителя на блюде для фруктов полунагая Саломея подносит своей матери.

А было ли это на самом деле? А если и было, то когда?

Вот что мы узнаем из синоптических Евангелий. В них достаточно точно указывается дата начала и места деятельности Иоанна Предтечи.

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». (Лк, 3, 1-3)

Находим мы и причину ареста Иоанна.

«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». (Мф, 14, 3-4).

И описание его казни.

«И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,и послал отсечь Иоанну голову в темнице.И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». (Мф, 14, 9-11)

А произошла эта казнь до распятия Иисуса, ибо сказано далее.

«Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу». (Мф,14, 12)

Исходя из синоптических Евангелий, Иоанна Крестителя казнил Ирод-четвертовластник по желанию своей падчерицы до 31 года нашей эры.

Теперь попытаемся восстановить дату смерти Иоанна по нехристианским источникам.

По свидетельству Иосифа Флавия (И.д., XVIII 18, 5:1) Ирод Антипа решил взять в жены Иродиаду, свою племянницу, когда он посетил своего сводного брата Боэта по дороге в Рим. Антипа влюбился в жену брата Иродиаду и предложил ей выйти за него замуж. Иродиада была дочерью брата Антипы Аристобула и приходилась, таким образом, Антипе племянницей.

Дал ли Боэт разводное письмо — гет, или внезапно помер, мы не знаем, но Иродиада составила ктубу (брачный договор) с Антипой вполне на законных основаниях. А избавиться от жены Фазелы тетрарху по тогдашнему времени было нетрудно: вручил гет — и прощай. Но пока Антипа возвращался из Рима в родную Тивериаду, Фазела проведала о намерениях мужа и сбежала из Тивериады в Петру к отцу, набатейскому царю каменистой Аравии. Сбежать от мужа без гета, обречь себя на соломенное вдовство? Вероятно, набатейская принцесса рассчитывала на отцово отмщение. И не ошиблась.

Трудно представить, чтобы народ галилейский и вместе с ним проповедник Иоанн узнали о матримониальных изменениях в семье тетрарха Ирода Антипы сразу по возвращении последнего с новой женой. Иродиада вошла во дворец тетрарха не ранее 35 года н. э. Это видно из текста Иосифа Флавия (И.д., XVIII, 5:4-6, 6:1). Описывая в 4,5 и 6 параграфах главы 5 события, происходящие в 34–37 гг., в 1 параграфе главы 6 Флавий продолжает: «Около этого времени царь каменистой Аравии Арета и тетрарх поссорились между собою…». И далее он пишет: «Когда же он (Антипа), по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода. Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды». То есть, когда тетрарх с новой женой вернулся в Тивериаду, первая жена покинула Галилею и направлялась к отцу или уже была в Петре. Скорее всего, народ узнал о втором браке тетрарха после начала войны между Антипой и Аретой, и только потом Иоанн мог осуждать кровосмесительную связь Антипы.

Датировку Флавия подтверждает Корнелий Тацит (Тацит, «Анналы» , XXVIII, 26, 41). В 34 г. н.э. консулами были Луций Вителлий и Павел Фабий. В 35-36 гг. Луций Вителлий, как пропретор Сирии, участвует в военных кампаниях в восточных провинциях. Описанную в «Иудейских древностях» встречу парфянского царя Артабана и Вителлия у берегов Евфрата Корнелий Тацит относит к 35–36 гг.

Иосиф Флавий свидетельствует, что Вителлий с двумя легионами был направлен в Иудею для помощи Ироду Антипе в войне с Аретой уже после того, как царь Арета разбил войско Ирода Антипы где-то на границе Переи с Аравией. И произойти это могло не ранее 37 г. н.э.. В 37 году умирает император Тиберий, и Вителлий уводит легионы, так и не начав войну с Аретой. Но перед этим он отправляет Понтия Пилата в Рим, заменив его на Марцелла . А это случилось на пасху 37 года н.э. (И.д., XVIII,4:2-3).

Таким образом, начав служение на 15-м году правления Тиберия, то есть в 29 году н.э., Иоанн завершил его не ранее 34–35 гг. после танца Саломеи на банкете в честь дня рождения Ирода Антипы, тетрарха Галилеи и Переи. Ведь потом был суд Пилата и казнь Иисуса на пасху 35 или 36 года.

Использованная литература:

1. Евангелие от Луки
2. Евангелие от Матфея
3. Иосиф Флавий. Иудейские древности
4. Публий Корнелий Тацит. Анналы

Ссылки по теме:

Образ Саломеи в живописи, часть первая, … часть вторая

Сергей Чевычелов: Какой закон нарушила Иродиада?

Когда так властны страсти над вдовою,
Как требовать от девушек стыда?
Какой пример вы страшный подаете
Невестам нашим!
Уильям Шекспир. Гамлет, принц Датский (пер. Б. Пастернак)

Иногда стих или фраза поселится в голове и не отпускает подолгу. Чтобы избавиться от неё, коверкаешь слова. Эту фразу коверкать было как-то стыдно: «Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего…» [1]. Пришлось её мусолить в мозговых извилинах, пока не выветрится. Ирод — это Антипа, сын Ирода I и самаритянки Мальфаки, тетрарх Галилеи и Переи. Обличается он Иоанном Крестителем за жену его Иродиаду, которая до него была женой Ирода-Боэта, сына Ирода I и Мариаммы, дочери первосвященника Симона Боэта. Этот Ирод, которого мы будем называть вторым его именем — Боэт, впоследствии получил прозвище Ирод Безземельный, и вот за что. В 7 году до н.э. по приказу Ирода I были задушены его сыновья от второй жены, хасмонейки Мариаммы — Александр и Аристобул. Взяв на себя заботу о потомстве казненных сыновей, по достижении внуками определенного возраста, он решил их помолвить с другими своими родственниками. В частности, старшего из сыновей Александра он помолвил с дочерью своего брата Ферора, а сына Аристобула с дочерью своего сына Антипатра. Дочь же Аристобула Иродиаду он выдал за своего сына Боэта. Еще до казни Аристобула и Александра первое место в завещании Ирода I занимал Антипатр, старший сын Ирода, а второе — Боэт, любимый сын Ирода. После того, как Антипатр был уличен в попытке отравить отца, на первое место в завещании перешел Боэт. Тогда Иродиада при поддержке свекрови Мариаммы поспешила закрепить помолвку брачным договором. Но мечтам Иродиады не суждено было сбыться. Мариамму уличили в недоносительстве на Антипатра, изгнали из дома, а Боэт был вычеркнут из завещания, на его место Ирод отец поставил сына Антипу. А спустя несколько лет сыновья Ирода разделили папашино царство. Архелай стал этнархом Иудеи, Антипа — тетрархом Галилеи, Филипп — тетрархом Трахонеи. Ну а Боэту, как уже понятно, никакой земли не досталось, вот он и стал «Безземельным»…

«За Иродиаду… за Иродиаду…» — продолжал я полоскать слова. Где-то было нечто подобное, в смысле, Иродиада виновата тоже. Причем, не у евангелистов. Пальцы заелозили по планшетке. Так…, «Флавий», так… «древности». Ага, вот: «Иродиада, вопреки нашим законам, вышла замуж за сводного брата своего мужа, именно за галилейского тетрарха Ирода, но разошлась и с ним еще при его жизни». Как интересно, что ж такого натворила Иродиада, что два независимых (независимых ли?) источника упоминают об этом. В тоже время, самое важное евангельское событие, распятие Иисуса, не упомянуто Флавием.

Но сначала о предшествующих событиях.

В 34 году н.э. умирает Ирод Филипп, тетрарх Трахонеи, Гавланитиды и Батанеи. У Филиппа и его жены Саломеи, дочери Боэта и Иродиады, не было потомства. И это обстоятельство имело было весьма важно для трех лиц: Ирода Антипы, Иродиады и Саломеи. Антипа теперь претендует на присоединение к своей тетрархии трех областей. И он может стать этнархом, как брат Архелай, или даже больше, царем, как его отец. Саломея по закону должна вступить в брак с братом покойного мужа, потому как тот умер бездетным. Так указывает Второзаконие: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» [2]. А ведь её вторым мужем может стать и Антипа. Теперь все в руках Тиберия, и трон тетрарха трахонейского, и имущество Саломеи…

Ирод Антипа срочно направляется в Рим, к Тиберию. Прибыв в Рим, он не идет сразу к принцепсу. Антипа навещает семью Боэта, встречается там с Иродиадой, а возможно, и с Саломеей. Когда-то по воле Предвечного лишив брата земли, Ирод Галилейский пришел к Ироду Безземельному, чтобы забрать у него еще и жену… Удивительно, но на то время почти все иродиады заключали браки только между собою. Возможно, единственным исключением был Антипа, который пока был женат на дочери набатейского царя Ареты.

Неизвестно, какие варианты предложил Иродиаде тетрарх галилейский и перейский. Но, выбор она сделала правильный. При любом развитии событий она превращалась из несостоявшейся принцессы и жены частного лица в царицу. И это только при условии немедленного подписания брачного договора. И, конечно, Антипа вручает гет первой жене. Впрочем, выгонит без гета, и то хорошо — царица может быть только одна. Саломею тоже пристроили, она вступила в брак со своим двоюродным братом Аристобулом, сыном Ирода Халкидского.



Теперь обратимся к предположениям о том, какой закон нарушила Иродиада и тем самым вызвала гнев Иоанна Предтечи к Ироду Антипе. Другой Иоанн, Златоуст, ссылаясь на Второзаконие (цитата приведена выше) отвечает на этот вопрос следующим образом: “Но поскольку Ирод вступил в брак с женой брата, у которой была дочь, то Иоанн обличает его за это, и обличает со всей пристойностью” [3]. Логика по типу — если это можно, то остальное нельзя. В Торе можно найти и другие законы, которые нарушила Иродиада. Например, в книге Левит 18.16: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» и 20.21: «Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они». Но, как мы видим, иродиады только и делали, что нарушали эти законы и народного гнева не вызвали и деток имели. И, с другой стороны, вопрос еще в том, какие законы соблюдали иродиады. Известно, что дети и внуки Ирода I воспитывались и получали образование в Риме. Ирод Великий старался соблюдать местные обычаи и законы, у него было несколько жен одновременно и всего было 10 жен. Потомки Ирода были уже моногамны, как и следует по римским законам.

А все-таки, какое злодеяние приписывает Иосиф Флавий Иродиаде? Попытаемся извлечь полезную информацию из похожих случаев, описанных Иосифом. Таких эпизодов в «Иудейских древностях» два. В книге XV главе 7 параграфе 10: «… Спустя некоторое время Саломея поссорилась с Костобаром. Тогда она немедленно послала ему разводное письмо с целью расторжения своего брака. Так поступила она вопреки иудейским законам, потому что это у нас разрешается мужу, тогда как женщина не вправе вступить в новый брак, пока она не получила развода от первого своего мужа…» и в книге XX главе 7 параграфе 2: «Впрочем, немного спустя расстроился брак Друзиллы с Азизом. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: В то время наместником Иудеи был Феликс. Когда он увидал Друзиллу, отличавшуюся необыкновенною красотою, он захотел сблизиться с этою женщиною… При этом он, в случае ее согласия, обещал сделать все для ее счастья. Друзилла была настолько испорчена, что дала себя уговорить преступить закон и выйти замуж за Феликса…» Поясним, что здесь Саломея — сестра Ирода I, а Друзилла — дочь Ирода Агриппы I, внука Ирода I. Таким образом, логично предположить, что Флавий обвиняет Иродиаду в инициативе развода и во втором браке без разводного письма (гета) от предыдущего мужа. Другое дело, могло ли нарушение этого закона, как и других законов, упомянутых здесь, вызвать праведный народный гнев и гнев Иоанна Крестителя? Как сказать… как сказать… Мы пока очень мало знаем о настроениях в тогдашнем обществе. Нынешнему поколению трудно представить, что была такая 58 статья в уголовном кодексе СССР, по которой могли посадить в тюрьму и даже расстрелять, перед этим опозорив в трудовых коллективах и в печати, всего лишь за «… распространение или изготовление или хранение литературы…». А тут, почти 2000 лет назад…



«За Иродиа…ду… за Ирадиаду… Деверь получил в награду мужнюю жену… Са…ломенную вдову…». Похоже, самый важный наш закон, который, если верить Иосифу, нарушила Иродиада, выйдя замуж не разведясь, это седьмая заповедь «не прелюбодействуй». Ло тин’аф Иродиада! Царица — блудница. А ведь это уже серьезно. Есть чем проповеднику будоражить народ. И есть за что Иродиаде ненавидеть пророка. Вспомним, сколько шума наделала возможная связь императрицы Александры Федоровны и Григория Распутина. Хоть это было и другое время, и совсем другая держава…

В приведенном выше последнем отрывке из «Иудейских древностей» любопытно то, что в «Деяниях святых апостолов» (24:24) указывается о допросе прокуратором Феликсом апостола Павла в присутствии своей жены Друзиллы. Эти детали и совпадение в деталях из разных источников иногда достаточно убедительны для подтверждения реальности отдельных событий. Например, последнее слово Иисуса Христа на кресте, согласно Евангелиям, было произнесено им на арамейском языке. Он цитирует стих 22 Псалма на иврите: Эли, Эли, ламаазавтани? «Мой Бог, мой Бог, почему ты меня оставил?» И последнее слово стиха он произносит на арамейском языке — савахтани. Для галилеян именно этот язык был первым. И.М. Дьяконов считал, что этот «языковой аспект», может быть, является самым сильным аргументом в пользу историчности самого события [4].

Как уже говорилось, скандал из-за второго брака Ирода Антипы отражен и в синоптических Евангелиях и в «Иудейских древностях». Известно, что Иосиф закончил свой труд в середине 90-х. Первое Евангелие было написано примерно в это же время (после 65 года). Так что, взаимные заимствования практически исключены.

Таким образом, можно с определенной вероятностью утверждать, что скандал из-за брака тетрарха Антипы и Иродиады был. Но сказать уверенно, что этот адюльтер связан с кончиной Иоанна Предтечи, мы не можем ввиду наличия только одного евангельского источника об этой связи.

Использованная литература

1. Евангелие от Луки

2. Книга Второзаконие

3. Собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

4. http://video.yandex.ru/users/pawetvid/view/25/христос из кумрана/

5. Книга Левит

6. Иосиф Флавий «Иудейские древности»

7. Деяния святых апостолов




http://club.berkovich-zametki.com/?p=4939


http://club.berkovich-zametki.com/?p=5282